Мадонна с младенцем – и вся мудрость
мира
В Севастопольском художественном музее имени М.П. Крошицкого
проходила выставка «Загадочный Рафаэль», на которой представлены старинные копии
работ великого мастера. Копии выполнены в XVI и XIX веках
с известных произведений гениального художника эпохи Ренессанса.
О Мастере
«Все искусство Рафаэля предельно
гармонично, дышит внутренним миром, и разум, самый высокий, соединяется в нем с человеколюбием и душевной чистотой. Ибо его искусство - радостное и счастливое. Ибо оно выражает некую нравственную удовлетворенность, примирение человека со своей бренной судьбой, приятие жизни во всей ее полноте и обреченности. В отличие от Леонардо, Рафаэль не томит нас своими тайнами, не сокрушает своим всевидением, а ласково приглашает насладиться земной красотой вместе с ним. В отличие от Леонардо, он прожил гораздо меньше – 37 лет - но успел
выразить в живописи, вероятно, все, что мог. А это значит - полное царство гармонии, красоты и добра», - пишут известные
искусствоведы.
Рафаэль Санти не открывал
новых миров, в отличие от Леонардо и Микеланджело, он не смущал современников дерзостностью своих исканий: он стремился к высшему синтезу, к лучезарному увенчанию всего, что было достигнуто до него, и этот синтез был им найден и воплощен. Хотя Рафаэль и не имел среди
своих учеников достойных преемников, его искусство долгое время сохраняло
значение непререкаемого авторитета и образца (его примером вдохновлялись
Н.Пуссен, А.А.Иванов и др.). Однако на наследие Рафаэля опирались и защитники
академизма, видевшие в его произведениях высшие образцы идеализирующего
искусства, поэтому противники академизма нередко выступали против Рафаэля, недооценивая при этом истинные,
глубоко реалистические основы его творчества.
Сам Рафаэль считал себя
представителем умбрийской школы, опиравшейся на римскую античность. Исследователи считали, что он склонен к подражаниям, но сам художник всегда учился - у Перуджино - идеальному типу красоты, у Леонардо - пространственному мышлению.
Всю жизнь он соперничал с титанами своего времени - Леонардо да Винчи и Микеланджело. Он не обладал ни
интеллектом первого, ни мощью второго, но был счастливым учеником, много и
напряженно работал. Поняв, что превзойти Микеланджело в изображении обнаженного
тела невозможно, он стал красиво драпировать свои фигуры. Композиционные приемы Леонардо он соединил схарактерными движениями Джорджоне. Огромная популярность Рафаэля объясняется
тем, что он создал стиль, понятный и приятный всем без исключения. Его
искусство - это в полном смысле слова "золотая середина" в сравнении
с его вечно ищущими, мятущимися, страдающими от невозможности достичь идеала
собратьями по живописи. В упорной работе Рафаэль постепенно достигал идеального
совершенства формы, ясности, уравновешенности, свойственным римскому классицизму. Он был блестящим мастером композиции, в
которые всегда входили архитектурные формы, приобретавшие стилеобразующее значение ("Обручение Марии", "Афинская школа"). Наиболее известны рафаэлевские мадонны,
которые под его кистью стали символом идеальной гармонии. "Мадонна
Конестабиле" - композиция в круге - тондо, излюбленная художником;
"Мадонна на лугу" - классический треугольник. Самая знаменитая из них
- "Сикстинская мадонна" (1515-19) стала эталоном для академического
искусства и нормой "хорошего вкуса".
Картины на выставке
На действующей выставке я особенно залюбовалась картиной «Мадонна в
кресле». Сохранилась легенда, согласно которой эту картину Рафаэль написал под
сильным впечатлением от красоты молодой крестьянки с младенцем на руках,
сидевшей на лестнице перед Ватиканским дворцом. Она изображена в костюме
римской простолюдинки, с пестрым платком на плечах и полосатой повязкой на
голове. Мадонна сидит в кресле, крепко
обнимая пухлого младенца и обратив взгляд на зрителя. Круглое обрамление, как
обручем, охватывает группу. В объятиях мадонны, «столь же плавных и нерасторжимых, как
круг, которому подчинено движение ее фигуры» (Б.Р. Виппер). Выражены порыв
нежной любви и напряженность чувства.
В зале выставки также
представлены гобелен, медальон с изображением Мадонны, часы и другие
произведения декоративно-прикладного искусства XIX века, в которых своеобразно «откликнулись»
стилистические черты искусства эпохи Возрождения. Они помогают тоньше и глубже воспринимать
прекрасное, создают тот эмоциональный фон, ту атмосферу выставки, при которых
значительно быстрее устанавливается
незримый и неслышимый диалог между зрителем и картиной.
Жизнь Рафаэля оборвалась неожиданно в возрасте 37 лет, 6
апреля 1520 года. Великому художнику были оказаны высшие почести – прах его
погребен в Пантеоне. Рафаэль был гордостью Италии для современников, и остался
ею для потомков. Эпитафия на латинском языке, сочиненная одним из друзей
великого художника, гласит: «Здесь покоится
тот Рафаэль, при жизни которого великая природа боялась быть
побежденной, а после его смерти она боялась умереть».
И в завершение этого материала
хочется еще раз поблагодарить сотрудников художественного музея за их высокий
профессионализм, подлинное служение высокому искусству, за то, что они, не побоюсь
этих слов, смело берутся за организацию
выставок, которые могут соперничать с
выставками в самых престижных столичных
выставочных залах, где собраны самые богатые музейные коллекции.
Подготовила Ольга Андреева
|