Снимается кино - Дело было в Ростове
А если точнее – в Ростовской области, городе
Новочеркасске. Однако съемки нового многосерийного фильма "Однажды в Ростове”,
отражающем события теперь уже далекого 1962 года, ведутся в Севастополе. В
других городах бывшего Советского Союза, к сожалению (а к нашему счастью) не
сохранились интерьеры, соответствующие периоду хрущевской оттепели. Как было
тогда мы одновременно знаем и не знаем. Об этом хорошо помнят наши родители, а
мы судим по их рассказам. Вот и создателям картины пришлось проштудировать
немало архивных документов и фотографий, исколесить тысячи километров в поисках
натуры.
Об этом нам рассказал художник-постановщик Сергей Филенко.
В его руках – с десяток иллюстраций той эпохи. А за спиной – типичный советский гастроном с
полупустыми прилавками.
Лотки с черным хлебом, ларь с уже слегка подгнившей
капустой и пирамидально выстроенные жестяные банки сгущенки – самым
распространенным и доступным тогда лакомством.
Место, где расположились российские кинематографисты, самый центр города
– улица Ленина, в пустующем ныне гастрономе.
"Прошло всего пятьдесят лет, - говорит Сергей Филенко, - а
ощущение, что все сто! Севастополь, с нашей точки зрения, остался очень
советским городом. Речь идет об его архитектурном облике. Город отстраивали
после войны, и севастопольцам удалось сохранить и белизну улиц и постройки сталинского периода. Куда бы
мы не приезжали – кругом стеклопакеты и евроремонт. Потому мы здесь. А это здание и расположенный на его первом
этаже магазин как будто нас ждали.
"Однажды в Ростове” снимает популярный российский
кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ Константин Худяков ("С вечера до
полудня”, "Смерть в кино”, "На Верхней Масловке”, "Ленинградец”, "Спасибо за
любовь!”), приглашенный продюсерским центром Сергея Жигунова, по заказу
телеканала "Россия-1”. Фильм основан на реальных исторических событиях и
рассказывает о судьбе его героев до и после так называемого голодного бунта,
который произошел в Новочеркасске в 1962 году. Н апомним, что тогда рабочим
завода "Россельмаш” снизили на треть заработную плату и подняли цены на
продукты, что вызвало возмущение советских людей. Доведенные до отчаяния
они вышли на главную площадь города с единственным вопросом: "Как дальше жить?”.
Перед зданием горисполкома разыгралась настоящая трагедия. Глава исполнительной
власти вместо того, чтобы успокоить людей произнес оскорбительную фразу: "Нету
мяса – ешьте ливер!”. Рабочих,
разумеется, не устроил такой ответ. После этого прозвучали первые выстрелы, и пролилась первая кровь.
Жертвами этих событий стали не только митингующие, но и любопытные мальчишки,
которые наблюдали за происходящим, забравшись на деревья и на телеграфные
столбы. Сегодня об этом событии в Новочеркасске напоминает мемориальный знак.
Не так давно почтить память погибших приезжали Президент Российской Федерации
Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин.
Пришло время сказать людям
правду. По словам пресс-атташе продюсерского центра Сергея Жигунова, Алены
Мажаровой, в Новочеркасске об этом не забыли, и люди старшего поколения
много рассказывали и активно помогали в
воссоздании подлинности событий.
Горожане напомнили и о том, что виновных "назначили”, и двенадцать
человек, объявленных врагами советской власти,
были расстреляны. Участвовавших в
митинге разыскивали по всему городу, особой проверке подверглись больницы, куда
могли поступить пациенты с огнестрельными ранениями. Еще несколько лет назад
этот факт считался малоизвестным, затертым. Люди, которые проходили по этому
делу и отсидели в тюрьмах и лагерях, давали подписку о неразглашении.
"В Новочеркасске, - продолжает Алена Мажарова, -
воспоминания об этом по-прежнему остаются незаживающей раной. Тогда власть
заявила о том, что в бунте приняли участие криминальные элементы. Наша задача
развенчать этот миф и показать, что происходило на самом деле. Ведь для
потомков тех рабочих, чья кровь пролилась, очень важно восстановить их честные
имена. Примечательно, что Сергей Жигунов
родом из Ростова-на-Дону, а потому ему эта тема знакома. Сам же фильм продюсер считает
знаком уважения к своей малой родине”.
Голодный бунт стал
отправной точкой в повествовании о судьбах героев картины. Конечно, речь
идет о съемках художественного фильма. Поэтому его создатели позволили добавить
в сюжетную канву историю о банде
Толстопятовых, которая действовала в Ростовской области в конце 60-х
годов. За свою жестокость и дерзость бандиты были прозваны шайкой ростовских
фантомасов. Они грабили исключительно государственные предприятия – сберкассы,
рестораны, железнодорожные кассы. При этом награбленное они даже не могли
реализовать. Более того, сами Толстопятовы работали на вертолетном заводе и
характеризовались с положительной стороны, вели активную общественную жизнь. С
виду ничем не отличались от большинства советских граждан и при этом убивали
инкассаторов, случайных прохожих.
В многосерийной ленте "Однажды в Ростове” - звездный
актерский состав. Главную мужскую роль исполняет Владимир Вдовиченков. Его
брата играет Виктор Раков. На роль главной героини приглашена Алена Бабенко,
которой пришлось овладеть искусством вокала, поскольку актриса играет певичку в
кинотеатре, которая по роли в то же время помогает бандитам. В фильме прозвучат
в ее исполнении хиты тех лет – "Черный кот”, "Кругом вода” и другие. Нам также
удалось договориться с правообладателями творческого наследия Окуджавы и Галича
об использовании в нашей ленте их песен. Всего записано пятнадцать
саундтреков.
Не остался без роли и Сергей Жигунов, который очень ревностно
относится к этому проекту. Актер и продюсер требует исторической достоверности
даже в костюмах.
"Нам пришлось, -
продолжает его пресс-атташе, - искать ткань и сшить по специальному заказу
спортивные трико и мастерки. Помните, те самые с вытянутыми локтями и
коленками. Эта одежда служила домашней, а халаты – барством и непозволительной
роскошью, буржуазным пережитком.
Особый разговор об иных реквизитах. Так, машину УАЗ 50-х
годов выпуска разыскали в ростовском клубе любителей ретроавтомобилей. По сценарию
автомобиль попадает в катастрофу, столкнувшись с тепловозом. Сколько дублей,
столь раз и разбивается. После съемок наши специалисты полностью
восстанавливают всю технику, и в руки хозяев она попадет в первоначальном
виде”.
В картине Жигунов – офицер КГБ. Кроме того, в съемках
заняты: Кирилл Плетнев, Андрей Ильин, Константин Лавроненко, Екатерина Климова
… Всего
в сценарии прописано сто пятьдесят игровых ролей. В актерский ансамбль удалось заполучить и
Богдана Ступку, который, как правило, отказывается сниматься в телесериалах и
очень избирательно относится к предлагаемым ролям.
Рабочий день на съемочной площадке длится двенадцать часов.
Организовать его не такое уж и простое дело. С учетом того, что график
популярных артистов расписан буквально по минутам. Вот и Виктор Раков через
пятнадцать минут должен был выехать в аэропорт Симферополя. Вечером его ждут в
театре Марка Захарова. И все же он ответил на несколько наших вопросов:
- Я вошел в кадр в январе этого года. Снимался и в Москве, и
в Ростове, и Новочеркасске. В Севастополе я впервые. В фильме идет разговор о
человеческих взаимоотношениях. История семьи Толстопятовых показана на фоне
исторических событий. Все, что будет происходить на экране, очень непростая
история. Мы должны показать так, как ее видим вместе с режиссером Константином
Худяковым, с которым я впервые работаю и получаю огромное удовольствие от
этого. Что касается работы в театре, то скажу о том, что Захаров начинает
репетировать "Пер Гюнта” и мне придется как-то разруливать эту ситуацию.
- Несколько слов о характере вашего героя.
- Зачем это вам? Гораздо интереснее будет увидеть конечный
продукт. А то я вам расскажу, а в кадре вы этого не увидите. Я-то смотрю
изнутри, со своей колокольни. Что я об этом думаю, не должно быть вам
интересно. Давайте сохраним интригу.
О работе над фильмом рассказывает режиссер-постановщик
Константин Худяков:
- На самом деле Сергей Жигунов приглашал работать в его
проектах уже трижды. На четвертый раз я согласился. Предложенный сценарий меня,
как говорится, зажег. Даже несмотря на чудовищный объем. Я очень комфортный и
мягкий режиссер. Могу сказать, что через мои руки прошло как минимум пятьсот
звезд, и некоторые из них стали даже моими друзьями. С Алисой Фрейндлих работал
трижды, с Басилашвили – дважды… Я не знаю другого способа рассказать историю посредством кино, наплевав на
артиста. Я считаю, что все мы, кто стоит по ту сторону камеры, обслуживаем тех
людей, кто находится перед ней. Во всем мире люди идут в кино не на режиссера,
а на актеров. Не случайно ни одна
американская картина не запускается без звезд. Мы тоже к этому пришли. Я понял,
что, если их не любить, значит, они ничего не сыграют.
Сегодня мы снимаем в Севастополе. Без всякого лукавства могу сказать, что город – замечательный. Это
мои искренние ощущения. Мне есть с чем сравнивать, поверьте. В Мариуполе мы
буквально задыхались, а здесь "отдышиваемся”.
Остается добавить, что "Однажды в Ростове” должен выйти на
экраны осенью 2011 года.
Дмитрий Макаров, Евгения Щербакова
Фото Дмитрия Макарова
|