Чудесная летняя пора, идущие
чередой праздники позволили проявить свой самый разнообразный творческий
потенциал некоторым увлеченным своим делом жителям нашего города.
Недавно на аллее возле Дворца
детства и юности жители и гости города могли видеть настоящее танковое
сражение! Конечно, танки были не настоящими, но - точными копиями боевых
машин, когда-то действительно существовавших. Радиоуправляемые, юркие
Т-34, мощные "Тигры" и "Пантеры" рвались к победе, обстреливая
друг друга, бойко разворачиваясь и поливая противника огнем. Грохот взрывов
и яркие вспышки, конечно, были искусно сымитированы, но
правила боя оставались неизменными -"подбитые" танки на
время прекращали сражение, чтобы через несколько минут с новыми силами
ринуться в атаку. Севастопольские мальчишки, да что там говорит, и взрослые,
увлеченно клацали переключателями пультов радиоуправления,
отправляя в бой бронированные машины. Это небольшие игрушки масштаба 1:16
относительно реальных машин, на радиоуправлении, имеющие звуковой эффект
движения, два компьютера и систему боя на основе инфракрасного излучения,
позволяющего выводить технику противника из игрового боя. Так современные
технологии позволили компьютерной игре ожить в реальном мире.
К слову, модели смотрелись очень
даже убедительно. Хотя корпуса у них были пластиковыми, но гусеницы - самыми
настоящими, металлическими, собранными точно так же, как и у настоящих
танков. Поэтому и взбирались радиоуправляемые модели с удивительной легкостью
на все препятствия, и любая горка с торчащими камушками была им нипочем.
Подержав в руках несколько моделей, я была удивлена их довольно
внушительным весом. Как рассказала организатор клуба, Елена Скорова, помимо
того, что модели танков - внешне абсолютно точные копии реально существовавших
машин, так еще и по своему весу они соблюдают определенные пропорции. Все
модели игрушек собираются только с танков времен второй мировой
войны, с модернизированными подвеской, трансмиссией, множеством маленьких технологических новинок узлов и
деталей, позволяющих перемещать такую
игрушку по обычному грунту с препятствиями.
Одна из моделей, "Тигр-1" был дважды Чемпионом на крупнейших
соревнованиях в Соединенных Штатах. Его владелец Роберт Эарне (США)
говорит: "Я очень приятно был удивлен, как жители Севастополя
уважают и хранят память о вашей истории, как уважительно относятся к
военнослужащим офицерам и солдатам, чего сегодня далеко не часто
встретишь в моей стране, совсем молодые парни запросто называют название
моделей, обладают хорошим запасом исторической и технической информации,
это просто замечательно"
Немного истории
По итогам ХХ столетия специалистами различных стран советский средний танк Т-34
признан шедевром мирового танкостроения. Т-34 создан в конце 1930-х
годов, находился в вооруженных силах СССР - России с июня 1940 г. по сентябрь 1997 г. Он стал самым массовым танком
в мире, состоял на вооружении в 46 государствах и успешно применялся во всех
часовых поясах и на всех широтах - от Заполярья до Южной Африки.
В 1942 году за создание Т-34 - нового типа среднего танка - Сталинская премия
первой степени присуждена Михаилу Кошкину (посмертно), Александру Морозову и
Николаю Кучеренко. Но только ли благодаря этим людям Т-34 стал легендой ХХ столетия?
Неоспорима роль танка Т-34 на полях сражений второй мировой войны.
Известно, что в 1941 году на третий день войны с Советским Союзом имперскому
канцлеру Германии было доложено о двух захваченных танках: тяжелого КВ и
среднего Т-34. Гитлер в шоке: никто в военном руководстве рейха не знал о
существовании этих танков. "Если бы мне было известно о таких танках у
русских, возможно, я не начал бы эту войну", - заявил фюрер своим
генералам.
В августе 1941 года, когда до
Москвы оставалось всего три сотни километров, Адольф Гитлер приказал 2-й
танковой группе генерал-полковника Хайнца Гудериана повернуть на юг - на
Харьков, чтобы захватить завод, разработавший и производящий Т-34.
Кстати, к лету 1943 года основным танком вермахта становится Т-V
"Пантера", формы броневого корпуса и башни которого были скопированы
с Т-34.
В 1945 году, подводя итоги второй мировой войны, премьер-министр
Великобритании лорд Уинстон Черчилль на вопрос журналистов о самом лучшем
оружии ответил так: "Три. Английская пушка. Немецкий самолет
"Мессершмитт". Русский танк Т-34. Однако, если в первых двух случаях
мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился
такой танк"
Данный вопрос занимал и
продолжает интересовать очень многих. К примеру, в знаменитой книге-альбоме
Стивена Бисти "Чудесные сечения" ("Incredible
cross-sections"), изданной в Лондоне, Нью-Йорке, Сиднее, Дели, Париже,
Мюнхене, Москве, Йоханнесбурге, рассказывается о величайших творениях
человечества - всех времен и народов. Их всего 18, среди них - танк и именно
Т-34!
После Второй мировой войны Т-34 обрел другую "специальность" - стал
самым массовым памятником воинской доблести. И вот что интересно: как
бесстрастно свидетельствует телехроника, простояв на постаменте более шести
десятилетий, "тридцатьчетверка" по-прежнему легко заводится и
способна самостоятельно передвигаться!
Это интересно
Лично я знаю в Севастополе два места, где на постаментах в боевом дозоре
замерли танки Т-34 - это Красная горка, на которой танк установлен
сразу после освобождения Севастополя, в мае 1944 год и - музей под открытым
небом возле Диорамы, на Сапун-горе.
10 мая 1944 по предложению начальника штаба 85-го отдельного Севастопольского
танкового полка майора Г.В. Веденяпина танк Т-34 установили на братской могиле
24 танкистов, погибших при освобождении Севастополя в мае 1944 года.
85-й отдельный лёгкий танковый полк в период 5-12 мая 1944 имел на ходу 21
танк. Входил в Приморскую армию. 7 мая 1944 года полк одним из первых
вышел к Южной бухте.
А в Крыму, в годы войны, воевала единственный в мире
водитель танка - девочка-подросток. Осенью 1941 г., когда началась оборона
Севастополя, 13-летняя крымчанка Зина Подольская, выдав себя за 16-летнюю,
пошла добровольно на фронт и стала санитаркой. В 1942 г. под Керчью вынесла с поля боя
86 раненых бойцов, многих с оружием. В 1943
г., окончив полковые курсы военных водителей, воевала в
составе 1-й танковой армии, сначала на бронеавтомобиле, затем в звании гвардии
сержанта - на танке Т-34. Зинаида Николаевна Подольская находилась в составе
действующей армии до самого конца войны.
О клубе
По словам организатора
модельного танкового клуба Елены Скоровой, ей очень хочется создать
в нашем городе, постоянно действующую площадку для игры, на которой
проходили бы соревнования конструкторов моделей танков, подобные
тем, что проводятся в Вирджинии (США), в одном из крупнейших исторических музеев
времен Второй Мировой войны. Подобные
исторические клубы давно успешно действуют в Европе, в Америке,
Японии и Китае. В нашем городе подобный клуб - пока диковинка, но, как
надеются энтузиасты "танко-моделирования" - все только начинается.
Ведь, согласитесь, это действительно увлекательное занятие, не сравнимое
по интересу с виртуальными боями на компьютерах. Да и стоимость готового
танка - приличная, от 1 600 до 2 500 долларов, и на качественные,
конкурентоспособные модели есть устойчивый спрос коллекционеров-любителей
всего мира. К слову, телефон Елены Скоровой 8-066-78-26-471, e-mail: etoarmor@yahoo.com.
А собираются любители конструирования со всего мира пообщаться на сайте
www.etoarmour.com.