Художник по имени МайВ Севастопольском художественном музее имени М.П. Крошицкого в эти дни проходит выставка севастопольского художника Мая Филипповича Чухланцева. Данная выставка посвящена Дню города и 65-летию Великой Победы. Май Филиппович – был фронтовиком, участником боев за Сахалин, последние 20 лет своей жизни жил в Севастополе, где окончательно сложился как художник, а севастопольская история и тематика прочно вошли в его сердце и творчество. Май Чухланцев родился 20 мая 1925 года в деревне близ Ишима (Россия). Воевал на фронтах Великой Отечественной войны. В 1954 году окончил Тбилисское художественное училище им. Я.И. Николадзе. С 1955 года – участник художественных выставок. С 1957 года – жил и работал в Севастополе. В 1970-м году стал членом Союза художников СССР. Умер художник 6 июля 1981 года, но живут его работы, живет его творчество, его помнят друзья и коллеги. И «художник Май» - он часто подписывал так свои работы - по-прежнему среди нас. По словам искусствоведа Л.К. Смирновой, лично знавшей художника, такое редкое, веселое, летящее имя полностью соответствовало мироощущению мастера. С одной стороны – в его работах много «лиризма», романтики, тонкости, мягких нюансов и солнца, а с другой – он был «обожжен войной», и это не могло не отразиться в его работах. В нынешней экспозиции – всего около трех десятков живописных и графический произведений их собрания Севастопольского художественного музея и Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя. Однако они обращают нас не только в прошлое города – в 60-е, 70-е годы, но и дают возможность поразмышлять о дне сегодняшнем. Содержанием искусства Мая Чухнанцева стали не частные впечатления действительности, а философское осмысление и пластическое воплощение важных для мастера обобщенных понятий и идей. Выбирая глобальные и ответственные темы войны, мира и хлеба, добра и зла, времени и памяти, художник никогда не стремился к заострению момента, действия. Его работы «Дот, зарастающий маками» (1960), «Легенда» (1965), «Вечный огонь» (1972) – подобны размышлениям, неспешным раздумьям о пережитом, о былом. Его картины просты и в то же время эмоциональны, каждая – то разговор со зрителем. Во многих его произведениях нельзя различить личное и гражданское – в их слиянии – творческое кредо художника. И это личностное отношение к изображаемому определяет гражданскую искренность его полотен. Кисти Чухланцева принадлежит серия графических работ «Мой Севастополь», созданных в особой, им разработанной технике, напоминающей гуашь, но более прозрачной и легкой, позволяющей передать южный колорит. Художник любовно воссоздал Севастополь шумным и веселым, задумчивым в прелести осеннего дня и праздничным в летней буйной зелени. Можно с полным основанием говорить, что Чухланцев по-настоящему южный художник, певец солнца и оптимизма. И у него была счастливая выставочная судьба – персональные выставки проходили в Симферополе, Феодосии, Краматорске и Кисловодске, в Краснодаре, Вильнюсе и Шауляе, неоднократно в Севастополе, всюду находя внимательное и заинтересованное отношение публики и прессы - рассказала Л. Смирнова. Всматриваясь в работы художника, вы словно вступаете в незримый диалог с мастером кисти, а он ведет вас к пониманию и осмыслению изображенного на полотне. Например, картина «Легенда» - залитая алыми бликами солнца ли, крови ли защитников города, алеющей капельками маков на камнях возле ржавеющих остатков противотанковых рельсовых «ежей»… Развороченная земля на переднем плане, уходящий вдаль, теряющийся в дымке, но такой четкий силуэт родного города, с прорисовывающимся абсолютно четко Памятником затопленным кораблям… и сразу понимаешь, что точка обзора для этой работы – была взята с мыса Хрустального. И хочется вновь мысленно пройти с Мастером по знакомому маршруту, посмотреть на город, со стороны… И хотя вид бухты совсем не изменился, но… Как нелепо и дико смотрятся теперь высящиеся бетонные корпуса апартаментов, выросшие на месте варварски снесенного здания, которому было 190 лет, корпуса, которые закрывают снизу и уже до половины сам Мемориал, знаменитый обелиск Штык и Парус от обзора… И глядя на эти претенциозно и нагло рвущиеся ввысь корпуса, понимаешь, что на дороге после войны – к мирному строительству – мы все, наше общество, что-то безвозвратно потеряли… Севастополь – это не Сингапур – хотя и в нашем гербе есть лев. И подобные высотки на мысе Хрустальном совсем неуместны. Но – бизнес требует, а власти – разрешают. И все вместе видоизменяют, порой далеко не в лучшую сторону, наш город. А наш, родной с детства, милый сердцу город – сохраняют в своей первозданности работы художника Мая Чухланцева. Одна из его работ – и радостна, и мудра. Белым пером, белоснежным парусом в ярко-синем, знойной летнем небе взметнулось облако, словно покров над «Камнями, наделенными судьбой». Так называется эта картина. Другая работа – «Мыс гвардии» - на которой изображен мыс Северной стороны с обелиском – подтверждает убежденность художника в том, что в иглах обелисков с древних времен заключена космологическая идея. Море залито солнцем. Художник так изобразил это море, что оно воспринимается как сама расплавленная вечность. И в эту искрящуюся беспредельность истекает черно-синими остриями обелиск, воздвигнутый в честь гвардии, когда-то стоявшей на этих берегах насмерть… Спасибо работникам Севастопольского художественного музея за возможность вновь соприкоснуться с творчеством художника. Работам Мая Чухланцева жить и жить, пробуждая в сердцах любовь к нашему родному городу и гордость за его историю, взращенные на великой человеческой мудрости, рожденной в и выстраданной в творческой, отзывчивой, летящей душе художника Мая.
|