20 августа в Севастополе, в здании бывшей городской тюрьмы, что на
площади Восставших, будет открыта музейная комната одного из самых
романтических писателей XXвека - Александра Грина. Сейчас в помещении
одной из бывших тюремных камер завершается размещение музейной экспозиции.
Ведет эту работу известный севастопольский художник, живописец гриновской тематики, Владимир Васильевич Адеев.
Жизнь и творчество художника, вдохновленного
Грином
Родители его переехали в
Крымиз далекой Сибири, сразупосле войны, в 1945 году. Отец Владимира Васильевича
был военнослужащим,и еще ранее
участвовал в подготовке Ялтинской конференции.Сначала семья жила в Ливадии, затем – перебралась в Севастополь. Много
лет отец Владимира Адеева служил в городской тюрьме. Семья получила жилье вздании бывшего госпиталя, находящимся на
территории тюрьмы. Так что детство
Владимира Адеева прошло в так называемомрайоне «БТК» - «больница, тюрьма,
кладбище». В этом районе очень не любили селиться люди,особенно всех пугала тюрьма. Сама городская
тюрьма находилась здесь до начала 60-х годов, уже в 1954-1955 годах, как
вспоминает Владимир Адеев, здесь
произошло большое сокращениеличного
состава,из заключенных здесь оставались
только те, у кого срокнаказания
подходил к концу, новых заключенных сюда не отправляли.
То, что здесь когда-то, в этой
тюрьме,находилсяполитзаключенный Александр Степанович
Гриневский (будущий писатель А.С. Грин) – Владимир Адеев узнал уже тогда, когда
учился в школе и зачитывался произведениями писателя. Один из учителей однажды
сказал мальчику: «Ты разве не знаешь,что в этой городской тюрьме до 1905 года был в заключении Александр
Грин?». Для мальчика это было откровением.
Он пришел к зданию, увидел новенькую
мраморную доску с подтверждающей надписью. К тому времени Владимируже заканчивал Севастопольскую художественную
школу.И в те годы, и впредь, своими рисунками он часто возвращался к
тематике гриновских произведений. Но в то время Владимир еще недумал о том, что тема Грина станет
определяющей в его творчестве. В 1979 году Адеев познакомился с сотрудниками
Музея Грина в Феодосии. Это вдохновило его на новыйцикл живописных работ.
Такжехудожник Владимир Адеевмного лет занимался изготовлением макетов
кораблей. Заказы у него раньше были от судостроительных организаций, его работы
экспонировались на ВДНХ. В основном,он
делал макеты гражданских судов. Пороюзаказчиками Адеева становились иностранные фирмы Голландии. Но все это
было во времена СССР.
В последние годы в
Севастополепрошло немало выставок
Адеева, главной темой которых являются произведения
Грина. В прошлом году такая выставка проходила вДеловом и культурном Центре на площади
Восставших.
Студентов очень увлекли картины художника.
Равнодушных зрителей – не было. Ребята предложили художникупредставить свои картины в Интернет-галерее
на их сайте, по адресу: http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/5382
О Грине и «Гринландии»
Произведения Грина делятся на циклы – на начальные произведения и
на период «Гринландия».Именно период «Гринландия» гриноведы считают
наиболее интересным.Учась в школе, Грин
писал сатирические стихи на учителей,из-за этого у него возникало множество неприятностей, вплоть до
исключения из школы. Позже, наканунереволюции 1905 года,его витиевато-красивые
листовкиособо воспринимались
революционерами, все они признавали, что у Гриневского неплохо получалось
писать, хотяего листовки и служили иным
задачам, чемобычные революционные
воззвания. Тем не менее, соратники признавали, что Гриневский обладает
особым,так необходимым для
политагитатора, даром убеждения, который ярко раскрывался во время его
выступлений перед солдатами и матросами.
Владимир Адеев рассказывает, что
во время своихпоездок в Феодосию, в
Музей Грина,он нередко привозилтуда свои картины и дарил их. Затем у негопоявился замысел – нарисовать свою карту Гринландии, так называемой
Гринландии – севастопольского района. Потому что город Севастополь – стал
знаменательной вехой в творчестве Грине. Оттенки Севастополя есть во всех
городах, которые описывает в своих произведениях Грин.
Каперна, где жила Ассоль - на
самом деле - это Корабельная сторона, примерно там, где Килен-балка...Недаром Ассоль в книжке называют
"Корабельная Ассоль". Почему именно такое название – Каперна?Видимо, это слова – «капер» - морской
разбойник. А на месте Килен-балкирасполагалась тогда «Авлита» - рыбный порт.«Авлита», как порт, существовал еще со времен
княжества Феодоро. Слово «Авлита» в
переводе означает «камыши». Потому что сторона бухты, с мощными ручьями, когда-то
густо зарастала камышом. Рядом с железнодорожным вокзалом находилось когда-то
озеро, впоследствии, по приказу адмирала Лазарева,его осушили. Лес, через который Ассоль ходила пешком - это Ушакова балка. Там
когда-то протекал ручей. Ну а Лисс - город, куда она ходила - это уже узнаваемый
район Севастополя, Корабельная сторона. Дворец Ганувера из «Золотой цепи» - это бывший
Институт водолечения, ныне – Дворец детства и юности. Все гриноведы сходятся во мнении, чтогриновский Зурбаган – это Севастополь.Но фантазия писателя превратила бухту – в
море,с городами, разбросанными по
побережью, (на самом деле это были районы Севастополя), а самоЧерное море – в океан.Много внимания в своем творчестве Грин
уделяет яликам и перевозкам на них.Достаточно вспомнить, что яличное дело было очень развито в Севастополе.
Ялики ходили и на Северную сторону, ив
Учкуевку,и даже в Херсонес.
У Адеева давно родилась мечта – сделать что-то
гриновское в Севастополе. Так появилась карта Гринландии, теперь она будет
украшать и стены музейной комнаты Грина. Следующий шаг,который запланировал Адеев–этодоказать, сопоставляя строки гриновских произведений с описаниями мест Севастополя, что Грин писал именно о
нашемгороде.
Откуда же Грин так хорошо знал
город? В 1905 годуСевастополь готовился
торжественно отметить50-летиеобороны Севастополя в ходе Крымской войны.С 1903 года Грин находился в тюрьме, но имел
возможность регулярно читать городские газеты и знал обо всех событиях -в том числе ио детальной подготовке к грядущему празднику. Это очень
способствовалов расширении познаний о
городе и его районах.
Однажды Гринсовершил попытку побега. Он даже успел добраться до стены тюрьмы, на
которой была закреплена веревка идолез до половины высоты. Но, добираясь до стены. Грин замешкался из-за
того, что запуталсяв белье, развешенном
в этом месте двора для просушки. Небольшая задержка повлекла то, что его
заметил часовой и, под угрозой расстрела на месте, Грин спустился со стены
обратно. Послеслучившегося, заключенного Гриневского,лишив курева, а также карандаша и
бумаги,отправили в карцер на несколько
суток. Но в целом к политзаключенным, к которым относилсяГриневский, тюремщики относились довольно
лояльно. К примеру, поличной
просьбеГрина, к нему в камеру
селилитолько тех арестантов,которые были емусносны в общении.
Заключенный Гриневскийне попал под царскую амнистию в 1905 году.
Ему грозил срок пожизненного заключения. Тем временем эсер Гриневский (который
был нетипичным эсером, потому что не мог убить и муху) не признавал свою вину. Следствие длилось
безрезультатно два года. Однако вскоре
революционные события в городе, в том числе события на «Очакове», в которых
активное участие принимал лейтенант Шмидт,расстрел мятежников на площади (отсюда она и носит название площади
Восставших),сыграли значимую рольв судьбе Грина. После кровавых событий в
Севастополев адрес царя была отправлена
повторная депеша.И Грина освободили.
Но, после своего возвращения в Петербург, Гриневский продолжал оставаться под
пристальным надзором царской охранки. Его выслали в Тобольск, откуда он потом бежал.
Годы заключения были очень
тягостны для Грина. Он был очень свободолюбивым, вольным человеком. И любое
ограничения в пространстве и времени сказывалось на нем очень тяжело.
Потомуво время заключения он ничего не
написал. Владимир Адеев рассказывает,
что все последующие годы жизни Грин мечтал вернуться в Севастополь. Но на его решение повлиял Максимилиан Волошин,
порекомендовавший писателю для жительства Феодосию, из-за тишины, спокойствия
жизни и, что очень важно,дешевизны. Именно
в Феодосиибыл открыт Музей Грина. А в
Севастополе ничего подобного до недавнего времени не было. Хотя идея создания
Литературного Музея витает в Севастополе давно.Но она пока так и не материализовалась. И когда года два назад стало
известно, что в помещении бывшей городской тюрьмы есть возможность для города –
получить в пользование одно помещение, то у творческих людей города возникла мысль – создать здесь музейную комнатуАлександра Грина.
Музейная комната
Вначале в помещении была
первозданнаяобстановка – тюремной
камеры. Сохранилась даже железная койка,старая дверь. Но евроремонтвсе это уничтожил. Стенытеперь обшиты гипсокартоном, окнои дверь – металлопластиковые. В конце концов художник с этим примирился.
Ведь когда-то заключенные этой тюрьмы, в их числе и сам Грин мечтали о будущем,
о прекрасном мире. И современная отделка старой камеры –схожа наих мечты…По словам Владимира
Адеева, это помещение два года назад было сухим. Но в этом году, почему-то,
воздух стал влажным, и,несмотря насвежий ремонт и постоянно открытое окно,стены начали «цвести». Необходимо будет
продумать систему вентиляции.
В целом же -экспозиция музейной комнаты практически
готова. В экспозиции будут старинные
фотографии из архивовПанорамы, схожие с настоящими ручные кандалы (их сделал
Адеев), связка старинных ключей, в которых есть как настоящие, так и сделанные
«под старину». В углу музейной комнаты – старинный керосиновый фонарь. Есть в
помещении также макеттерритории
городской тюрьмы, ана однойиз стен ограждения тюрьмы, в том месте, где
Грин пытался совершить побег, укреплена крохотная веревка.Стена
над дверью украшена корабельными снастями, в которых, так и кажется,
посвистывает ветер странствий. Именно этот ветер, а не банальный сквозняк,
колышут и легкий бумажный кораблик под потолком. Этот кораблик, сделанный руками
учащихся Севастопольской художественной школы, был передан в дар новой музейной
комнате.
Говорят, что мечты сбываются, если этого очень хотеть. Два года назад
на страницах газеты «Телемир Дэвком» был опубликован материал «Звезда над
Зурбаганом», в которомавтор этих строкподелилась своей мечтой – чтобы в нашем
городе появился музей Грина.Говорилось
в материале и об отзвуках описаний Севастополя в описаниях гриновских
городов…А также о том, что очень
хочется где-то, на узкой севастопольской улочке,встретить фигурку-памятник Ассоль, босоногой девчонки, спешащей к своим «Алым
парусам». Ухудожника Владимира Адеева тоже есть мечта – памятник Александру
Грину в нашем городе. Так не будемже
бояться мечтать. Мечты – сбываются!