Творческий Севастополь


Категории раздела

Мир без границ [40]
Городские новости [124]
Культурные новости [86]
В гавани творчества [59]
Литературная страничка [2]
Мы выбираем, нас выбирают [2]

Архив записей


Календарь

«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

День в Календаре

Праздники сегодня

Друзья сайта

Работа за рубежом, Au-Pair программы, Work and Travel, Иммиграция, Языковые курсы, Обучение за рубежом, Бюро переводов, Работа в Украине Севастопольский портал.

В День ВМФ РФ


Здоровье


Облако тегов

УКИЦ 227 лет Андреевский спуск биеннале пэчворк Азовская Александр Суворов Балаклавская дорога Батумская Адмирал Колчак Анна Тимирева Александр Грин книга Дом Москвы автомобиль Автоэкзотика Адмирал Октябрьский АПРК Курск Балаклавская Одиссея Александр Розенбаум Блэкки афродита афиша фотография Анна Харина аукцион бордель 3d Блокадный Ленинград Александр Шостак Актриса Ольга Кабо фотограф STEFAN BATORY FOUNDATION азарт азартные игры алкоголь авторские куклы А.А. Шовкуненко 19 ноября в 10.00 Гарри Поттер Анна Кушнир академия Бабаклава акула афиша кинотеатров Севастополь єкологическая акция Арт-бухта Британский Совет в Украине Абстракционисты в Севастополе Коты 1-й Этап Чемпионата Украины по Акро 14 февраля а.с. пушкин художник Абстрактный Лилия Подкопаева Оксана Панасивская Авторское право Алексей Сабирзанов кинотеатр победа Золотой берег Новый Голливуд я герой Александр Потешкин Америго Веспуччи барк Херсонес авторская кукла В Гостях у Сказки дельфины Севастопольский дельфинарий Артиззавр фестиваль 2011 год Польша библиотека имени Гайдара Украина америка А. Маскаев анимация тамара гордиенко севастополь ольга андреева стихи ольга валериевна андреева 9 мая лито Атриум замок из песка Презентация информационный супермаркет Муссон поэтесса выставка 2014 балаклава Балаклавский центр культуры и досуг амбалы Поэзия любовь матвеева
nwEnt96

-->
Главная » 2010 » Август » 9 » Когда оживает история
15:24
Когда оживает история

 

С именем Александра Грина: 

от  Лисса до  Зурбагана      

 

20 августа в Севастополе, в здании бывшей городской тюрьмы, что на площади Восставших, будет открыта музейная комната одного из самых романтических писателей XX  века - Александра Грина. Сейчас в помещении одной из бывших тюремных камер  завершается размещение музейной экспозиции. Ведет эту работу известный севастопольский художник, живописец  гриновской тематики,   Владимир Васильевич Адеев.

 

Жизнь и творчество художника,  вдохновленного Грином

Родители его переехали в Крым  из далекой Сибири, сразу  после войны, в 1945 году. Отец Владимира Васильевича был военнослужащим,  и еще ранее участвовал в подготовке Ялтинской конференции.  Сначала семья жила в Ливадии, затем – перебралась в Севастополь. Много лет отец Владимира Адеева служил в городской тюрьме.  Семья получила жилье в  здании бывшего госпиталя, находящимся на территории тюрьмы.  Так что детство Владимира Адеева прошло в так называемом  районе «БТК» -  «больница, тюрьма, кладбище». В этом районе очень не любили селиться люди,  особенно всех пугала тюрьма. Сама городская тюрьма находилась здесь до начала 60-х годов, уже в 1954-1955 годах, как вспоминает Владимир Адеев,  здесь произошло большое сокращение  личного состава,  из заключенных здесь оставались только те, у кого срок  наказания подходил к концу, новых заключенных сюда не отправляли.

То, что здесь когда-то, в этой тюрьме,   находился  политзаключенный Александр Степанович Гриневский (будущий писатель А.С. Грин) – Владимир Адеев узнал уже тогда, когда учился в школе и зачитывался произведениями писателя. Один из учителей однажды сказал мальчику: «Ты разве не знаешь,  что в этой городской тюрьме до 1905 года был в заключении Александр Грин?». Для  мальчика это было откровением. Он пришел к зданию, увидел  новенькую мраморную доску с подтверждающей надписью.  К тому времени Владимир  уже заканчивал Севастопольскую художественную школу.  И в те годы, и впредь,  своими рисунками он часто возвращался к тематике гриновских произведений. Но в то время Владимир еще не  думал о том, что тема Грина станет определяющей в его творчестве. В 1979 году Адеев познакомился с сотрудниками Музея Грина в Феодосии. Это вдохновило его на новый  цикл  живописных работ.

Также  художник Владимир Адеев  много лет занимался изготовлением макетов кораблей. Заказы у него раньше были от судостроительных организаций, его работы экспонировались на ВДНХ. В основном,  он делал макеты гражданских судов. Порою  заказчиками Адеева становились иностранные фирмы Голландии. Но все это было во времена СССР.

В последние годы в Севастополе  прошло немало выставок Адеева,  главной темой которых являются произведения Грина. В прошлом году такая выставка проходила в  Деловом и культурном Центре на площади Восставших. 

Картина  В. Адеева "Корабли в Лиссе"




В этом году – в Севастопольском филиале Саратовского государственного социально-экономического университета.

Студентов очень увлекли картины художника. Равнодушных зрителей – не было. Ребята предложили художнику  представить свои картины в Интернет-галерее на их сайте, по адресу:  http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/5382

 

О Грине и «Гринландии»

Произведения Грина  делятся на циклы – на начальные произведения и на  период «Гринландия».  Именно период «Гринландия» гриноведы считают наиболее интересным.  Учась в школе, Грин писал сатирические стихи на учителей,  из-за этого у него возникало множество неприятностей, вплоть до исключения из школы. Позже, накануне  революции 1905 года,  его витиевато-красивые листовки  особо воспринимались революционерами, все они признавали, что у Гриневского неплохо получалось писать, хотя  его листовки и служили иным задачам, чем   обычные революционные воззвания. Тем не менее, соратники признавали, что Гриневский обладает особым,  так необходимым для политагитатора, даром убеждения, который ярко раскрывался во время его выступлений перед солдатами и матросами.

Владимир Адеев рассказывает, что во время своих  поездок в Феодосию, в Музей Грина,  он нередко привозил  туда свои картины и дарил их.  Затем у него  появился замысел – нарисовать свою карту Гринландии, так называемой Гринландии – севастопольского района. Потому что город Севастополь – стал знаменательной вехой в творчестве Грине. Оттенки Севастополя есть во всех городах, которые описывает в своих произведениях Грин.

Каперна, где жила Ассоль - на самом деле - это Корабельная сторона, примерно там, где Килен-балка...  Недаром Ассоль в книжке называют "Корабельная Ассоль". Почему именно такое название – Каперна?  Видимо, это слова – «капер» - морской разбойник. А на месте Килен-балки  располагалась тогда «Авлита» - рыбный порт.  «Авлита», как порт, существовал еще со времен княжества Феодоро.  Слово «Авлита» в переводе означает «камыши». Потому что сторона бухты, с мощными ручьями, когда-то густо зарастала камышом. Рядом с железнодорожным вокзалом находилось когда-то озеро, впоследствии, по приказу адмирала Лазарева,  его осушили.  Лес, через который  Ассоль ходила пешком - это Ушакова балка. Там когда-то протекал ручей. Ну а Лисс - город, куда она ходила - это уже узнаваемый  район Севастополя, Корабельная сторона.  Дворец Ганувера из «Золотой цепи» - это бывший Институт водолечения, ныне – Дворец детства и юности.  Все гриноведы сходятся во мнении, что  гриновский Зурбаган – это Севастополь.  Но фантазия писателя превратила бухту – в море,  с городами, разбросанными по побережью, (на самом деле это были районы Севастополя), а само  Черное море – в океан.  Много внимания в своем творчестве Грин уделяет яликам и перевозкам на них.  Достаточно вспомнить, что яличное дело было очень развито в Севастополе. Ялики ходили и на Северную сторону, и  в Учкуевку,  и даже в Херсонес.

У  Адеева  давно родилась мечта – сделать что-то гриновское в Севастополе. Так появилась карта Гринландии, теперь она будет украшать и стены музейной комнаты Грина.  Следующий шаг,  который запланировал Адеев    это  доказать, сопоставляя строки гриновских произведений с  описаниями мест  Севастополя, что Грин писал именно о нашем  городе.

Откуда же Грин так хорошо знал город? В 1905 году  Севастополь готовился торжественно отметить  50-летие  обороны Севастополя в ходе Крымской войны.  С 1903 года Грин находился в тюрьме, но имел возможность регулярно читать городские газеты и знал обо всех событиях -  в том числе и  о детальной подготовке к грядущему празднику. Это очень способствовало  в расширении познаний о городе и его районах.

Однажды Грин  совершил попытку побега. Он  даже успел добраться до стены тюрьмы, на которой была закреплена веревка и  долез  до половины высоты.  Но, добираясь до стены. Грин замешкался из-за того, что запутался  в белье, развешенном в этом месте двора для просушки. Небольшая задержка повлекла то, что его заметил часовой и, под угрозой расстрела на месте, Грин спустился со стены обратно. После  случившегося,  заключенного Гриневского,  лишив курева, а также карандаша и бумаги,  отправили в карцер на несколько суток. Но в целом к политзаключенным, к которым относился  Гриневский, тюремщики относились довольно лояльно. К примеру, по  личной просьбе  Грина, к нему в камеру селили  только тех арестантов,  которые были ему  сносны в общении.

Заключенный Гриневский  не попал под царскую амнистию в 1905 году. Ему грозил срок пожизненного заключения. Тем временем эсер Гриневский (который был нетипичным эсером, потому что не мог убить и муху)  не признавал свою вину. Следствие длилось безрезультатно два года.  Однако вскоре революционные события в городе, в том числе события на «Очакове», в которых активное участие принимал лейтенант Шмидт,  расстрел мятежников на площади (отсюда она и носит название площади Восставших),   сыграли значимую роль  в судьбе Грина. После кровавых событий в Севастополе  в адрес царя была отправлена повторная депеша.  И Грина освободили. Но, после своего возвращения в Петербург, Гриневский продолжал оставаться под пристальным надзором царской охранки. Его выслали в Тобольск, откуда  он потом бежал.

Годы заключения были очень тягостны для Грина. Он был очень свободолюбивым, вольным человеком. И любое ограничения в пространстве и времени сказывалось на нем очень тяжело. Потому  во время заключения он ничего не написал. Владимир Адеев  рассказывает, что все последующие годы жизни Грин мечтал вернуться в Севастополь. Но  на его решение повлиял Максимилиан Волошин, порекомендовавший писателю для жительства Феодосию, из-за тишины, спокойствия жизни и, что очень важно,  дешевизны. Именно в Феодосии  был открыт Музей Грина. А в Севастополе ничего подобного до недавнего времени не было. Хотя идея создания Литературного Музея витает в Севастополе давно.  Но она пока так и не материализовалась. И когда года два назад стало известно, что в помещении бывшей городской тюрьмы есть возможность для города – получить в пользование одно помещение, то  у творческих людей города  возникла мысль – создать здесь  музейную комнату  Александра Грина.

 

Музейная комната

Вначале в помещении была первозданная  обстановка – тюремной камеры. Сохранилась даже железная койка,  старая дверь.   Но евроремонт  все это уничтожил. Стены  теперь обшиты гипсокартоном, окно  и дверь – металлопластиковые.   В конце концов художник с этим примирился. Ведь когда-то заключенные этой тюрьмы, в их числе и сам Грин мечтали о будущем, о прекрасном мире. И современная отделка старой камеры –  схожа на  их мечты…  По словам Владимира Адеева, это помещение два года назад было сухим. Но в этом году, почему-то, воздух стал влажным, и,  несмотря на  свежий ремонт и постоянно открытое окно,  стены начали «цвести». Необходимо будет продумать систему вентиляции.

В целом же -  экспозиция музейной комнаты практически готова.  В экспозиции будут старинные фотографии из архивов  Панорамы,   схожие с настоящими ручные кандалы (их сделал Адеев), связка старинных ключей, в которых есть как настоящие, так и сделанные «под старину». В углу музейной комнаты – старинный керосиновый фонарь. Есть в помещении также макет  территории городской тюрьмы, а  на одной  из стен ограждения тюрьмы, в том месте, где Грин пытался совершить побег, укреплена крохотная веревка.   Стена над дверью украшена корабельными снастями, в которых, так и кажется, посвистывает ветер странствий. Именно этот ветер, а не банальный сквозняк, колышут и легкий бумажный кораблик под потолком. Этот кораблик, сделанный руками учащихся Севастопольской художественной школы, был передан в дар новой музейной комнате.

 

Говорят, что мечты сбываются, если этого очень хотеть. Два года назад на страницах газеты «Телемир Дэвком» был опубликован материал «Звезда над Зурбаганом», в  котором  автор этих строк  поделилась своей мечтой – чтобы в нашем городе появился музей Грина.  Говорилось в материале и об отзвуках описаний Севастополя в описаниях гриновских городов…  А также о том, что очень хочется где-то, на узкой севастопольской улочке,  встретить  фигурку-памятник Ассоль,  босоногой девчонки, спешащей к своим «Алым парусам».  У  художника Владимира  Адеева тоже есть мечта – памятник Александру Грину в нашем городе. Так не будем  же бояться мечтать. Мечты – сбываются!

 

Ольга Андреева

Категория: Культурные новости | Просмотров: 1664 | Добавил: Арабелла | Теги: Музейная комната, тюрьма, грин, Зурбаган, Лисс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск по сайту

Погода

Новости партнеров

Новости загрузка новостей...

Каталог сайтов

Также смотрите сайты Каталог системы JetSwap

Новости мира кино

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Сайты про
Copyright SevastopolArt © 2010 - 2024 | Хостинг от uCoz