Фестиваль "Балаклавская Одиссея" стал для севастопольцев испытанием - на креативность. В общем и целом - ничего, оскорбляющего общественное мнение, на фестивале не было.
Перфомансы - это небольшие видео-аудио-человекофактурные мини-представления - в основном, заинтересовывали на короткие мгновения узнавания. Для многих эти мгновения превращались в минуты и даже десятки минут завораживающего зрелища.
А некоторые зрители - переходя от одного перфоманса к другому - выбирали себе наиболее понравившийся и надолго застывали в созерцании.
Итак - что же можно было увидеть под старинными сводами недавно отреставрированной Михайловской батареи? Что творилось на ее открытых площадках - на плацу и на крыше?
В целом - все перфомансы соответствовали своим задачам и взаимно дополняли друг друга, раскрывая общую тему - милитари. "Война и Мир" - таково общее название единого проекта, в рамках которого в этом году и проходила "Балаклавская Одиссея".
Взаимопроникновение, слияние, превращение, затем - диссонанс и расхождение - материализованные мыслеформы выражали разные нюасны человеческого неВосприятия войны. И - Мира.
Поскольку так уж сложилось в нашем земном бытии, что ценность мира без испытания войной потихоньку размывается. И художественная задача - напоминать человечеству о военных коллизиях, чтобы они как можно дольше не повторялись.
Такова важная гуманитарная миссия фестиваля. А выражалась она самыми разными способами. На своды внутренних помещений Михайловской батареи, к примеру, проецировались с помощью видеопроекторов, различные видеофильмы, без звука, без слов.
В одном помещении - были мирные кадры жаркого севастопольского лета с колышущимися волнами у причалов, с детьми и взрослыми, жадно припадающими губами к пластиковым бутылкам с водой.
В другом помещении - на стенах были развешаны фотографии из цикла "Армейские девушки". Наши русские красавицы с толстенными косами, как зримо повествовали фото, обладают еще и военной выправкой, и недюжинной силищей. Этакие - Настасьи-богатырши.
В другом зале - на каменные своды проецировались видео с разбрасыванием по полу солдатскими касками. Пустые железки, брошенные то ли за ненадобностью - потому что кончилась война, то ли - принадлежащие побежденным, и теперь - победитель с упоением играется пустыми касками... Кто знает. Но такое - или подобное такому - наверное, где-то и когда-то происходило...
Женщина на крыше - на подмостках танцевала странный танец. Она танцевала медленно, то застывая в позе, то изломанными движениями рук начиная очередную импровизацию. Особой красоты в ее движениях, как и в фигуре, не было. Но - в целом - было что-то первобытно-завораживающее. И глядя на толпу людей, окруживших подмостки, думалось, что на такие танцы люди так же завороженно смотрели и сто, и тысячу, и три тысячи лет назад...
А в целом - мне фестиваль понравился. Он разрушает стереотипы, он заставляет посмотреть на мир под другим углом, он освежает сознание, не оскорбляя. Балансируя на тонкой нити - творчества, служащего людям - ради Мира на всей Земле.
Официальный сайт фестиваля "Балаклавская Одиссея"
http://www.balaklava-odyssey.com/bb-std/ki-ru/90.0.718.0.htmlОльга Андреева