Так
и есть: в театре флота – большой переполох. Похоже, лавреневцы всерьез задумались о смене статуса. А что?
Почему бы из актеров драмы не переквалифицироваться в солистов оперы? Ну если не национального масштаба, то хотя
бы провинциального. Да и в самом-то деле: времена-то какие сейчас
на дворе стоят? Правильно, конъюнктурные.
А зритель какой пошел? Привередливый, недовольный, вечно требующий что-нибудь
новенькое. А за восемь-то десятков лет
кому угодно прискучат достоевская психология, гоголевские исследования
славянской души и чеховское бичевание русской действительности. Вот и подумали в театре флота в
предъюбилейном сезоне о кардинальной смене имиджа.
Только представить: Оперный
театр Черноморского флота имени… Лучано Паваротти или, скажем, Пласидо
Доминго! Каково? На мой взгляд, идея недурственная. Что, не верите? А как же
расклеенные по всему городу театральные афиши? Те самые, где черным по белому
написано кричаще-требовательное объявление: "Одолжите тенора!". А под
надписью – запечатленное фотографом на
фоне зала, сильно смахивающего на французскую
Гранд Опера, трио в составе
заслуженных артистов Автономной
Республики Крым Андрея Дзубана, Ильи Домбровского и их очаровательной спутницы
Анастасии Баклановой-младшей. Нет ни малейших сомнений в том, что эта
великолепная троица отошла от идеалов классической драматургии, позабыла
нетленные произведения Шекспира и Достоевского, Чехова и Гоголя. Костюмы, положение рук, горящие взгляды,
выразительная артикуляция свидетельствуют
о том, что перед нами отнюдь не драматические актеры, а самые настоящие оперные
певцы. Утверждают, что в дирекции флотского театра соискатели на свободную
вакансию тенора уже оборвали все телефонные провода. Что вы хотели? Не каждый
же день в нашем городе требуются теноры. А те, что есть, увы, до настоящего
времени в большинстве своем сидели без работы.
Ой, давно подозревал, что
так и должно было когда-нибудь случиться. Недаром Илья Домбровский и компания минувшим
летом "засветились" в проекте "Содружество актеров
"Другая сцена ", презентовав публике коллектив "Группа в
Ухо". Это уже тогда они блеснули незаурядными вокальными данными… Так вот
о какой другой сцене шла речь! Только не надо говорить о том, что руководство
театра пребывало в абсолютном неведении относительно коварных замыслов
лавреневцев! На певческое дело их самолично вдохновил директор тогда еще
Драматического театра Черноморского флота имени Б. Лавренева Сергей Мамайсур. И
вот результат!
Ну а если серьезно, то в
театре флота – очередная и долгожданная премьера по одноименной пьесе
американского драматурга Кена Людвига. Севастопольские и флотские зрители уже
знакомы с его творчеством. Кассовый спектакль "Примадонны" сегодня в
репертуаре флотского театра и уже успел полюбиться публике. Пьеса
"Одолжите тенора!" до поры до времени лежала в театральном портфеле
лавреневцев, и вот наступил тот самый час, когда оттуда ее извлек главный
режиссер театра, народный артист России, заслуженный артист Украины, лауреат
Госпремии АР Крым Александр Губарев. Извлек и не ошибся: "Одолжите
тенора!" – искрометный,
фонтанирующий юмором, приправленный перчинкой пикантности, сдобренный хорошей
интригой спектакль. Иными словами, всем тем, что и должно быть в комедии
положений и есть в нынешней премьере – и американский прагматизм, и (что удивительно!) французский
шарм, и итальянский темперамент, и
английская чопорность, и даже свойственная русской душе бесшабашность.
Заслуженный артист АРК Юрий
Пимкин – истинный американец. Диана Кугаевская и Анастасия Бакланова-младшая –
горячие французские штучки. Народная артистка России Валентина Попова – само
воплощение английских светских салонов. Герой Ильи Домбровского –
сомневающийся, но склонный к авантюрам молодой человек. Ну чем не русский
парень?! Андрей Дзубан и Ксения Громова – классический пример типичной в нашем
понимании итальянской семьи.
Удивительно, как образом
Кену Людвигу – вашингтонскому юристу по образованию –
пришла в голову эта история, которую он крайне удачно изложил на
бумаге? Как бы там ни было, но уже два
десятка лет его "Тенор" не сходит с лучших театральных подмостков.
Зрители – в восторге, критики – в злобном замешательстве: обструкции можно
подвергнуть разве что игру актеров. Да и то предавать их "анафеме" –
занятие не благодарное. В пьесе Людвига актеры упиваются друг другом, легко,
без напряжения бросают реплики и, словно малые дети, самозабвенно играющие в
мяч, ждут и главное – получают от партнера такую же отдачу. Александр Губарев
как режиссер-постановщик очень точно,
можно сказать, снайперски распределил роли.
Илья Домбровский и Андрей
Дзубан внешне совершенно не похожи друг
на друга. Но по спектаклю герой Домбровского будет вынужден играть персонажа
Дзубана. Каково? И в это должны поверить не только остальные герои комедии, но
и публика. Лавреневцы играют иногда на
грани фола, но не переступают за опасную черту, за которой игра становится
кривляньем. Актеры на самом деле не
пущены в автономное плавание. Во всей, казалось бы, какофонии быстро
сменяющихся картин просматривается очень четко прописанный рисунок каждой роли
и спектакля в целом.
Зрителям же остается
погрузиться в атмосферу Кливленда
середины тридцатых годов, созданную на сцене художником-постановщиком, заслуженным
деятелем искусств Украины Галиной
Бубновой, и заглянуть в номер отеля, в
котором остановился знаменитый итальянский тенор Тито Мерелли (Андрей Дзубан). Интриги закулисья провинциального
американского театра, оперные партии, которые лавреневцы исполняют вживую,
туповатый фанатизм поклонников, ничего не понимающих в искусстве, и даже
таинственно исчезнувший труп – в премьерном коктейле "Одолжите тенора!". Похоже, что у спектакля Рэя Куни "№ 13", который не сходит со сцены
флотского театра несколько сезонов, появился достойный конкурент.
О чем это спектакль? Да
конечно же, о любви. О любви, которая в конечном итоге обязательно побеждает и
выходит на поклон к зрителям абсолютным триумфатором.
Дмитрий Макаров
Фото автора
|