На
прошлой неделе, с 25 по 28 августа, в Севастополе с дружественным визитом
пребывал красивейший парусник итальянского флота «Америго Веспуччи». Его
высокие мачты несколько дней царили над морским портом в центре города, притягивая
взгляды и севастопольцев, и гостей города. К трапугордого парусного красавца, открытого для
посещения в определенные часы, постоянно была очередь – люди хотели хотя бы
ненадолго почувствовать себя «в легенде», ведь такие корабливсе мы уже привыкли видеть лишь на экранах
кино.
Севастополь – это не первый город в котором, после выхода из
родного итальянского порта Ливорно, побывал парусник «АмеригоВеспуччи». Его маршрут пролегал из Ливорно –
в Валетту, затем в Хайфу, потом были Лимасол, Стамбул, несколько дней парусник
стоял в морском порту Одессы и после этого прибыл в Севастополь. После своего
отхода из нашего города, «Америго Веспуччи» направился в Пирей, а оттуда уже
рукой подать до Родины - до порта Ливорно.
«Америго Веспуччи» - это учебное парусное судно ВМС Италии,
на котором проходят морскую практику 120 курсантов-первокурсников и преподавателей
Военно-Морской Академии Ливорно. Корабль - а по морским обычаям, называть
парусник судном недопустимо - оснащен не только парусами, но и вполне
современной судовой энергетической установкой – дизелем. Это позволяет кораблю
не зависеть от воли волн и ветра, а преодолевать большие расстояния вполне в
плановом порядке.
Хотя, по признанию командиров корабля, то, что «Америго
Веспуччи» является не просто парусником, хорошо для учебы курсантов, но
сказывается на ходовых характеристиках корабля. «Америго Веспуччи», например,
никогда не смог бы потягаться с быстроходнейшим чайным клипером « Катти Сарк».
Итальянский парусник – это учебный корабль, а не гоночная яхта. Командир
корабля капитан 1 ранга Паоло Джакомо Реале и старший помощник командира
корабля капитан 2 ранга Эдуардо Ленджито разъяснили: «У корабля достаточно
мощный двигатель. Но корабль сам по себе тяжелый, поскольку его водоизмещение
составляет 4 тысячи тонн. На корабле 24 паруса, это много, парусная площадь
очень большая».
«Столетьями
летели клипера,
Под синью
звезд- седые на рассвете,
И росчерк королевского
пера,
Порой дарил им
право на бессмертье…»
Корабль носит имя флорентийского путешественника (1454-1512) Америго Веспуччи,
составившего первые карты нового континента, открытого Христофором Колумбом, и
подписавшего их своим именем, которое и было затем присвоено Новому Свету -
Америке. Золоченая фигура знаменитого мореплавателя, по старинному обычаю кораблестроителей,
укреплена под бушпритом корабля.
Трехпалубный «Америго Веспуччи» - это парусник с мощной дизельной установкой -
на корабле установлены два электродизельных двигателя мощностью 1500 л.с.,
здесь также задействованы два синхрогенератора электродвигателя, который и приводит
в движение четырехлопастной винт. Орудийные порты на «Америго Веспуччи» заменяют иллюминаторы, а
открытая палуба отделана тиком в стиле роскошного яхт-клуба. Современно
выглядит расположенная посреди судна рулевая рубка. Но штурвал здесь вполне традиционного вида, хотя рулевое
управление электрогидравлическое. На парусном ходу управление осуществляется
при помощи массивного учетверенного штурвала близ кормы, с ручной передачей, за
которым, во время управления парусником, стоят до восьми членов экипажа. Максимальная
скорость, которую развивает парусник, составляет 12 узлов. Маневрирование
происходит исключительно вручную, управление реями производится с помощью
канатов из конопли, их общая длина составляет 30 км. Чтобы поднять все паруса,
необходимо участие 200 человек. Вся процедура занимает 40 минут.
«Давно уже не в
славе короли,
Забылись их
указы, в Лету канув,
Но, как и
прежде, ходят корабли,
По пенным
тропам гулких океанов…»
Фрегату уже исполнилось 80 лет - построенон былна Королевской верфи в Кастеламмаре-ди-Стабия (пригород Неаполя) и спущен
на воду 22 февраля 1931 года. 80 лет - это почтенный возраст для человека, не
говоря уже о паруснике. Потому командование «Америго Веспуччи» ласково называет
свой парусник «бабушкой, за которой надо как можно тщательнее и заботливее
ухаживать, чтобы она как можно дольше – еще минимум на 80 лет – оставалась в
добром здравии и хорошо выглядела». Действительно, заботливые руки моряков
поддерживают парусник в безупречном состоянии.
Надраенные кнехты горят
на солнце жарким золотым блеском, свежим лаком покрыты все деревянные поручни,
а на палубу, выполненную из дорогого дерева - тика, кажется, можно лечь в белой
рубашке и подняться абсолютно чистым. Только так – в лучших традициях парусного
флота – содержится «Америго Веспуччи».
Размышления у трапа
И вновь вспоминались строки стихов, памятных изстарой юношеской книги «Океан»,посвященнойтакому же парусному красавцу – барку «Товарищ».
«Вот ты идешь
под бриз – горда душа –
Твоя душа
крылатая, «Товарищ»!
Прощай, стою на
пирсе, не душа,
А ты у горизонтачайкой таешь…»
Вот
только судьбабарка «Товарищ» - любимого
учебного корабля курсантов херсонской мореходки - уже давно не связана сУкраиной. В1995 году потребовалось около 3 млн у.е. на ремонт парусника, таких
средств унашей страны не оказалось, и
корабль был продан немецким судовладельцам. Теперь он вновь называется «Горх
Фок» - это его первоначальное имя, поскольку спущен на воду он был с верфи
Гамбурга в 1933 году,ныне баркстал кораблем-музеем вгороде Штральзунде.
Нокак бы хотелось, чтобы ив Украине был свой парусный корабль, с гордой
и славной историей! Им мог быстать
парусник «Херсонес».Десять лет назад
«Херсонес»заходил в Севастополь. Ябыла на его борту и беседовала с капитаном
Михаилом Сухиной, он очень гордился тем, что«Херсонес» несколько раз огибал мыс Горн, а, как известно, мыс Горн
-самое опасное место для парусников на
Земле. И уже в те годы, чтобы поддерживать корабль в должном состоянии,приходилось зарабатыватьэкскурсиями для туристов или съемками в фильмах.Прошло несколько лет.И ситуация с «Херсонесом» еще более
осложнилась. Судно требуеткапитального
ремонта и ржавеет у причальной стенки Керченского морского рыбного порта. Зимой
2009 года Украина выразила намерение перевезти парусник из Керчи в порт
Севастополя для спасения судна от дальнейшего разрушения. Однакопарусник «Херсонес» продолжает ржаветь в
Керчи, поскольку дотошные немецкие фрахтователи продолжают судебные
разбирательства, с целью забрать парусник за долги.Ситуация зашла в тупик… Получается, чтонашей стране парусники не нужны?
И
вновь – на борту «Америго Веспуччи»
Первыми севастопольцами, побывавшими на борту "Америго Веспуччи", были
председатель Севастопольской городской государственной администрации Владимир
Яцуба и председатель Севастопольского городского Совета Юрий Дойников. Их
ожидал радушный прием командования парусника. А затем на борт поднялись
севастопольские журналисты. На верхней палубе, в кормовой части корабля, под
широким тентом, гостеприимно прошла пресс-конференция, на которой командиры
корабля подробно ответили на все вопросы об устройстве «Америго Веспуччи», о
маршруте дружеского визита, об особенностях обученияитальянских курсантов.
Сразу обратило внимание то, что среди экипажа парусника было
немало девушек в морской форме. В Италии, оказывается, женщины могут служить на
кораблях, и это считается достаточно престижной профессией для итальянских сеньорит.
Всего на корабле сегодня проходят службу 24 девушки-курсанта. Кроме того, в
постоянной команде корабля служат три женщины-офицера.
К слову, конкурс для поступления курсантов в Военно-Морскую
академию Италии очень большой, каждый год приемная комиссия из 4 тысяч кандидатов
отбирает лишь около 100 человек. И служат поэтому на паруснике «Америго
Веспуччи» - лучшие из лучших.
«Времена проходят, но ничего не поменялось – моряки в
городе, и все девушки – в восторге!», - рассказывала по мобильному телефону
подруге, видимо, живущей в другомгороде, одна молодая девушка. И действительно – ничего не поменялось!
Любовь к парусам, как к олицетворению свободы, неизменное восхищение
мужественными моряками – все это так близко и понятно сердцам севастопольцев.
«До новых встреч,
до новых, добрых встреч!
Да обойдет тебя
стихия злая!
Твой образ буду в
памяти беречь,
Мне будут сниться
паруса, я знаю!»
В
добрый путь «Америго Веспуччи»! И пусть в нашудружелюбную севастопольскую гавань чаще заходят такие корабли!