Живопись, как озарение
В Севастопольском художественном музее имени М.П. Крошицкого на прошлой неделе открылась выставка севастопольского художника Ивана Павловича Копаенко. Имя художника широко известно не только в Крыму, но и во всей Украине, картины Ивана Копаенко украшают частные коллекции, музеи и экспозиции в странах СНГ и дальнего зарубежья.Привычное выражение «Все мы родом из детства» в отношении Ивана Павловича понимается по-особому. Его детство пришлось на военные годы, и видеть довелось ему окопную правду без прикрас: отступление наших войск, немецкую оккупацию, возвращение своих, ликование Победы. До сих пор хранит благодарная память художника вкус каши из походного котелка и теплое участие солдат к голодным, неприкаянным мальчишкам в военное лихолетье.
Ивану Копаенко было шесть лет, когда его тяжело ранило при бомбежке. Затем последовало трудное лечение, медленное выздоровление. Именно тогда мама принесла ему коробочку цветных карандашей и амбарную книгу вместо альбома. Как говорит сам Иван Павлович: «Она принесла мне мою судьбу. Запах этих карандашей был необычным и сулил что-то совсем особое, новое и тайное. Ощущение творчества, как таинства, осталось с детства на всю жизнь».
По окончании войны, после нескольких лет скитаний и поисках лучшей доли, потеряв кормильца, семья будущего художника вернулась в Крым. С 1950-х годов художник постоянно живет и работает на крымской земле. Она дает ему силы, энергию, она питает его вдохновение.
Профессиональные знания и навыки Иван Копаенко получил в Крымском художественном училище и Московском полиграфическом институте. В советские времена много ездил по стране в составе творческих групп Союза художников, исколесил огромную территорию от Кавказа до Кольского Заполярья и от Урала до Прибалтики.
В определенном смысле Копаенко – нетипично крымский художник. Он любит землю, как данность Божию, на его картинах – горы Дагестана, леса Белоруссии, или родные крымские высоты. Он почти не пишет Южнобережья, избегая избитых рекламных красот, напрочь отбрасывает приевшуюся декоративность, многоцветие, этакую крымскую фасонистость, порожденную вкусами потребителей. Пустынные плоскогорья, карадагские бухты и тарханкутсткие берега наиболее полно выражают представление мастера о Крыме – именно эти мотивы постоянно присутствуют в творчестве мастера кисти.
С возрастом, с опытом, ушла у художника прямолинейность молодости, пристальней стал он всматриваться в мир в поисках правды и истины. В творчестве зрелого мастера есть мудрая строгость и ясность. В его произведениях нет надрыва, нервозности, крикливости. Спокойный и взвешенный тон воздействует на зрителей деликатно, ненавязчиво. За внешней простотой не сразу, не вдруг – познается глубина. Происходит как бы многократное возвращение, вглядывание и постепенное понимание, проникновение.
Формальные поиски в творчестве художника всегда соответствуют образным и никогда не становятся самоцелью. Техника акварели и масляной живописи используются им в зависимости от поставленной задачи. Хотя бывали периоды, когда художник больше работал акварелью и слыл акварелистом. Этой техникой он владеет мастерски, умеет извлечь все ее возможности от классической прозрачности, воздушности – до несвойственной ей плотности, густоты цвета, добиваясь этого специальной обработкой бумаги или покрытием сверху лаком. Работая маслом, мастер порой придает ему свойства акварели или прибегает к обычным приемам и способам.
Композиционно картины художника отличаются приемом так называемой параллельной перспективы, совмещающей точки зрения сверху и снизу, и позволяющей увидеть мир в большом и малом измерении, издалека и вблизи.
Природа, человек, жизнь, смерть, круговорот жизни – все эти простые и вечные понятия стремится воплотить в своем творчестве художник. В лаконичной, сжатой форме выражает он свое чувство и понимание гармонии. В последнее время Иван Павлович стал обращаться к религиозно-философским проблемам. Быть может, это начало нового этапа творчества, и пока трудно четко определить его параметры. Но духовные искания представляются естественными и логичными для серьезного, вдумчивого художника.
Подготовила Ольга Андреева