Выставка«В памяти чувств» народного художника
Украины, лауреата Государственной премии АР Крым, живописца и акварелиста Якова
Басова проходила в Севастопольском хзудожественном музее имени М.П. Крошицкого. Открытие выставки прошло в теплой,
творческой обстановке и напоминало душевный разговор о вечных истинах, лучше
понять которые помогали картины художника. Самого творца, к сожалению, уже нет
среди нас,он ушел от нас в 2004 году,
на 91-м году жизни, оставивбогатейшее творческое наследие.
Вот что поведал сын художника,
Александр Басов: «Наследие – не только более 600 работ, находящихся в собраниях
42 музеев, это сотни работ, подаренных крымским музеям цельными коллекциями,
подаренные общественным организациям, коллекционерам, друзьям и зрителям. Это и
светлый след, оставленный картинами и личностью художника в чувствах и душах
многих людей, побывавших на его многочисленных выставках в Украине и за
рубежом.
С 8 лет Яков Басов учился в
студии академика живописи Н.С. Самокиша в Симферополе. Из работ раннего периода
сохранилось всего 3 – «Симферополь. Солнечный день», 1929 год,«Цыганка» и «Крымский дворик», находящиеся в
собрании Алупкинского дворцово-паркового заповедника.
По рекомендации Н.С. Самокиша
Яков Басов поехал учиться в Ленинград. Показав ученому Совету Академии
художествсвои ранние работы, он был
принят в Академию без экзаменов, и закончил ее в 1937 году.Первую большую выставку работ он организовал
в Самарканде в 1935 году,еще будучи студентом.
Потом была война, на которую он
ушел добровольцем. В годы войны художник почти не писал картин. Вся жестокость
и бесчеловечность войны не совпадали с его солнечно-добрым взглядом на мир,
черные краски войны не ложились на его цветную палитру.
В 1946 году, после демобилизации из
армии, Яков Басов переезжает в родной Крым, поселяется в Алупке и с головой
окунается в мир солнечного, сочного, разнообразного крымского пейзажа.
Море на долгие годы становится
одной из главных тем его творчества. Радостно и мучительно, с успехами и разочарованиями
он приходит к пониманию изменчивости и неповторимости морского пейзажа,
создавая много полотен, разных по настроению, сюжету, композиции.
В последующие годы он много
работает в разнообразных жанрах: пейзаж. Портрет, натюрморт, и продолжает участвовать
в выставках. Глубокая внутренняя потребность показать людям свои работы,
почувствовать обратнуюсвязь со
зрителем, впитать их впечатление выразилась в устройстве ежегодных персональных
выставок.
Художник высокой нравственности,
интеллекта, наполненный любовью к людям. Его поразительная работоспособность,
страсть к работе, непрерывная генерация творческих импульсов позволили
художнику создать тысячи работ,провести
более 60 персональных выставок, участвовать во множестве выставок на Родине и в
зарубежных странах.
Искусство, живопись были дляхудожника формой жизни. Недаром книга
художника, изданная в 1998 году,называется «Творчество – это судьба». Его всепоглощающая любовь к миру,
осознание своего таланта и характера, как дара свыше и желание поделиться с
другими этим даром, подвигли его на многочисленные акты дарения своих
произведений.
В живописи Якова Басова
отразились его лучшие душевные качества: доброта, благородство, человеколюбие,
широта взглядов. И эти нравственно-культурные категории, претворенные в
живописи, действуют на зрителя облагораживающее, имеют воспитательное значение,
стимулируют стремлениек защите красоты
и добра на земле. Своим творчеством художник внес весомый вклад в развитие
украинского изобразительного искусства, раздвинул границы возможностей
пейзажной живописи, приобщил к пониманию и восприятию искусства тысячи людей».
От полотна к полотну, от картины
к картине- проходишь по музейному
залус чувством, которое сложно выразить
словами. Однако попробую. Наверное, это чувство называется – открытие себя.
Открытие своих собственных ощущений и впечатлений, через творческое восприятие
мира художником. Эти чувства
выкристаллизовываются в образы, в тени, полутени, в игру света и красок на холстах. Это яркие и радостные,
жизнеутверждающие краски натюрмортов. Смотришь натакую картину – ив душесловно звенят радостные струны. Но стоит перевести взгляд надругое полотно –с бушующими волнами – и вас захлестываетощущение мощи морской стихии. Еще
немного поддаться иллюзии – и мысленным слухом уловишь грозный рокот и грохот
обрушивающихся пенныхвалов. А далее –
тихо-осенняя, задумчивая акварель, где темный, вечерний лес глядится в
спокойную воду озера. Все тихо, все спокойно, все замерло в безвременномраздумье.
А вот – чудесная весна! Ирадость на сердце от вечного символа
возрожденияи красоты – цветущего розовым цветом плодового
дерева. Недавно проснувшаяся крымская
земля еще не успела покрыться буйной зеленью, но первые ростки уже пробились
сквозь каменистую почву,кажется, что
еще мгновение – и картина оживет, и природа будет на ней жить по своему, весеннему
закону.
И вдруг -пронзительная картина, «Одиночество». Резкий
контраст,грустный минорный тон…Эта
картина отражает чувства своего создателя, потому что написана она былапосле потери близкого человека.Холодный, подтаявший снег, стылая земля,мерзлые, почерневшие от влаги
деревья,в беззвучноймольбе, они протягивают руки-ветви… И еще здесь
чувствуется ветер -леденящий,
пронизывающий ветер одиночества, когда замерзаешь, когда душаплачет, просит, молит, но не может утешиться и согреться.
Картины севастопольского художника Якова Басова
И вновь – жизнеутверждающие
картины, где красота природы- словноторжествующий гимн вечной красоте духовных истин.
Интересно, что к технике акварели
Яков Басов пришел во второй половине
своего творческого пути. Лирика акварели
позволила емуоткрыть новую грань своего творчества и сполна
реализовать свой дар творца. Сын
художника, Александр Басов, рассказал, что на каждом этапе своего творчества
Яков Басов полностью отдавался искусству, и все картины, которые он создавал,
были написаны наопределенном творческом
подъеме,в определенном настроении.
Поэтому все работы были одинаково дороги сердцу художника. Одну иззамечательных акварелей, на которой, сквозь буйную летнюю зелень,
виднеетсясимвол Севастополя - Памятник
Затопленным кораблям – сын художника передал в дарсевастопольскому художественному музею.А нам, современникам,глядя на полотнаМастера,осталось учиться у него-созерцать, чувствовать,мыслить и - творить.