Выставка в Севастопольском художественном музее им. М.П.
Крошицкого – «Лучей золотистые слитки» - это первая персональная выставка
молодой севастопольской художницы Натальи Плисс. Картины, написанные теплыми, яркими и сочными красками, словно пронизаны
солнечным теплом, онибудто призваны
согреть нас в прохладные зимние дни.
О творческом пути молодой
художницырассказываетнаучный сотрудник музея О. Дмитриева: «Наталья
Плис родилась 9 июня 1970 года в Херсоне, в 1989 году переехала жить в
Севастополь. Художественное образование получила в Южно-украинском
государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского на
художественно-графическом факультете, который закончила в 2003году. А уже в следующем году получила
дипломмагистра изобразительного
искусства.Свою выставочную деятельность
художница начала еще в студенческие годы, а заявить о себе, как о сложившемся художнике,позволили уже профессиональные выставки
городские, областные и всеукраинские. Наталья Плис участвовала и в
севастопольских пленэрах, ставших уже
традиционными. Прекрасной школой можно
назвать работу рядом с мэтрами отечественного искусства, признанными мастерами,
приезжающими в Севастополь из различных уголков Украины. Однако молодой
художнице удалось не затеряться среди них, не пойти по пути прямого подражания,
а найти свою собственную интонацию, свою цветовую палитру,свой художественный почерк.
Экспозиция позволяет увидеть, что
в своем творчестве художница ориентируется на традиции южнорусской школы
живописи, которая отличается от других школ свободной манерой письма, любовью к
сочным ярким краскам и к светоносностиживописи. Великий Ван Гог не зря считал «что, в конечном счете, будущее
искусство – на юге».И действительно, в
южных краях идеальные условия для творчества: обилие солнца, буйство красок в
природе, и эффектные экзотические ландшафты, и, наверное, поэтому художники
просто не могут в ответ не дарить красоту и радость людям.
Большинство художников, работая
на пленэре, одни и те же места видят и воспевают по-своему, именно поэтому
работы с одинаковыми географическими названиями не одинаковы, а всегда
разнятся. Наталья Плис, сохранив свою индивидуальность, сумела передать и свое
восхищение крымской природой.Все ее
работы пронизаны солнцем и светом, однако художница решает не только пленэрные
задачи, но и находит интересные композиционные приемы, органично погружаетреальный предметный мир с точнойпластической характеристикой в воздушную
среду. И в лучших своих полотнах она достигает живописной гармонии, благодаря
выверенному колориту, тонким цветовым отношениям.Целенаправленная и длительная работа на
пленэре, непосредственное общение сживой натурой помогает ей точно передать на холстахнеповторимый крымский колорит. Не случайно
особенностью ее творческой манеры является этюдность. Следует подчеркнуть, что
художница сознательно выбирает не парадные виды, а скромные, привычные места,
лишенные суетности, проникнутые живым дыханием природы, теплым воздухом,
свежестью листвы, солнечным светом.
В последнее время Н. Плисс все больше привлекают известные исторические места, которые будят
воображение, навевают воспоминания, интригуют особой романтикой. Это – овеянные
легендами и воспетые многими художниками и поэтами Балаклава, остатки древней генуэзской крепости
Чембало, удивительное творение природы – мыс Фиолент, живописные бухты
Севастополя и Гурзуфа.Глядя на картины
художницы, каждый может себе представить, как цветет вечнозеленый,
солнцелюбивый олеандр и багряник, чьи
багряно-фиолетовые цветы каждую весну украшают крымские пейзажи, как благоухают
белые вьющиеся розы в Гурзуфе, и какие причудливые скалы на мысе Фиолент и в
Гурзуфе.
У любого человека, не только у художника, возникают определенные
эмоции от восприятия живой природы, но только живописецможет эти чувства и ощущения «выплеснуть» на
холст. Автор часто пишет одно и то же местов разное время суток,время года,
ее увлекают разные состояния природы, однако она не только фиксирует на холсте
то, что видит, а стремится уловить мимолетные изменения в природе и передать
то, что она чувствует в данный момент. На выставке можно увидеть подобные
пейзажи, написанные в одном месте, однако все они различны. Художница, лишь
немного меняя композицию, ракурс, передает и разное настроение. Хотя в творчестве Н. Плис преобладают яркие
мажорные работы, но есть в творческом багаже художницы и сдержанно-поэтические,
наполненные лиризмом пейзажи: «Пасмурный день»,«Рыбаки», «Старая мечеть в Соколином», «Баркасы».
Эта выставка показывает намвеличину творческого потенциала молодой
художницы и дает возможность зрителю надеяться на интересные встречи в выставочных
залах с ее новыми работами».
С первых шагов по выставке
приходитособоеощущение – мастерствахудожника, сумевшего передать на холст не
только красоту окружающего мира, но и свое собственное его восприятие. Переходя
от одной картины к другой,ты словно
идешь по извилистой тропинке, поднимаешься на обрывистыекрымские берега, спускаешься в залитые
солнцем долины,гуляешь по улочкамприморскихпоселков. И эточувство не
случайно, если вспомнить, что все свои работы Наталья Плисс написалаименно так, «вживую»,идя той самой узенькой тропкой к заветному
месту, откуда открывается особо притягивающая взор природная красота.
Оттенки красок на картинах –
чисты, ярки и радостны. А композиция
работ – профессиональна и передает традиции признанных мастероводесской школы живописи.Бескрайнее синее крымское небо,шатром встающее над фиолетовыми грядами гор, баркасы,отдыхающие удощатого, прогретого
солнцем причала, торжествующе-алый цветущий олеандр,взметнувшийся над белыми домикамикруто идущей ввысь солнечной улочки… Все это
–оптимистичные, во многом романтичные
картиныхудожницы. И глядя на них,
вспоминаютсястрочки искренних стихов
оГринландии, стране, рожденной пером
романтика Грина:
«… Где морями шли капитаны,
Где от счастья пели глаза,
Где от Лисса до Зурбагана
Ветром полнились паруса…»
На открытии выставки многие гости говорили Наталье Плисс самые теплые
слова, искренневосхищаясь ее
творчеством. И каждый, кто поздравил в этот день молодую художницу, наверняка
ждет от нее новых, интересных работ,
новых выставок, дарящих позитивное
настроение, переплавляющих обыденность в золотые слиткирадости созерцания.