Севастопольский художественный музей –
навитках времени, творчества и
пространства
Крымская земля хранит тепло щедрого южного солнца. Этот
безудержный жар словноизлучают полотна
художников, ежегодно принимающих участие во Всеукраинском пленэре.
Впечатление от этих работ можно
выразить лишь тихим, восхищенным «Красота!» Лично мне, родившейся и выросшей в нашем
прекрасном городе, по душеи яркие,
сочные краски солнечных крымских пейзажей, и серая
изморось дождливого денька, запечатленного на полотне, и стройная фигурка
севастопольской Ассоль, вглядывающейся в морскую даль. Виды Севастополя,
Балаклавы,Крыма – и легко узнаваемы,
и, порой,с трудом узнаны.Потому что в художественном восприятии мира
есть свои особенности.Ихудожники других регионов Украины по-иному
видят севастопольские улочки, бухты, крымские горы. Подобно тому, как грани
драгоценного камня преломляютсобой лучи
света, привычные красотыстановятся
видны совсем иначе сквозь призму
новоготворческого восприятия.
Особенно заметно это отразилось в творчестве известного
львовского художника Ивана Гапяка, который принимает участие в севастопольских
пленэрах с 2000 года. Сегодня в музее
проходит его персональная выставка. «Маэстро пленэра» - такуважительно называют Ивана Гапяка
искусствоведы.Член Национального Союза
художников Украины, Иван Гапякявляется
активным участников всеукраинских и международных выставок. Заслуживает
внимание его серия иконописных работ «Галицкие фрески», начатая еще в 80-х
годах прошлого века и плодотворно продолженная в нынешнем веке,а также серия пленэрных полотен «Живописный
Крым», самобытную природу которого художник открыл для себя не так давно. Знакомые колонны древнего Херсонесав его изображении – словно из другого мира, из параллельного пространства, созвучного нам
своим видением вечной красоты.
И еще одинтворческий подарок ожидаетпосетителей музея.В эти же дни здесьдействует выставка русской акварели, на
которой представлены работы знаменитых акварелистовXIXвека.
По словамнаучного сотрудника музея, искусствоведаЛюдмилы Смирновой: «Акварель – один из самых
поэтических видов изобразительного искусства. Вероятно, поэтому лирические,
наполненные светлыми и ясными образами литературные зарисовки или новеллы часто
называют акварелью. Немало замечательных акварелистов было в России в начале
19-го века, а в его конце акварельное искусство переживает расцвет и вновь
занимает ведущее место. Во многом это было связанос деятельностью «Общества русских акварелистов»,называемого еще «Императорским обществом
акварелистов». Это общество ставило целью активное содействие развитию
акварельной живописи и сыграло значительную роль в художественной жизни
страны.Все работы, представленные на
выставке в Севастопольском художественном музее, созданыв разные годы членами этого объединения.
Официальная история «Общества» началась с 1887 года. «Общество»
существовалодо 1918 годаи за это время организовало 36 выставок, в
том числе и передвижных – в Риге, Москве, Гельсингфорсе, Мюнхене.
В числе авторов работ – знаменитые
акварелисты «Общества»:Альб. Н. Бенуа, М.Я.
Вилье, Н.Н. Каразин, и. конечно, их замечательный учитель -Л.О. Премацци.Почти все мастера, чьи работы экспонируются
на данной выставке – приверженцы старого
классического письма. Одни художники писали по сухой или сырой бумаге сразу, в
полную силу цвета. Другие работали в многослойной или смешанной технике. Однако
главная особенность акварели состоит в том,что нельзя или почти нельзя исправить испорченное место: акварель не
выносит ни малейшей затертости,неясности. А прозрачность и блескакварели придает бумага, которая должна быть белой и чистой.
Отрадно, что культурные традиции
сохраняются, опыт старых акварелистов изучается, и в этом убеждает
десятилетняядеятельность
возобновленного в Санкт-Петербурге «Общества русских акварелистов».
Сегодня Севастопольский
художественный музей – это настоящая гавань творчества, откуда уходишь с
прекрасным настроением и новыми силами. Уходишь, чтобы вновь вернуться и вновь приобщиться к вечной, истинной красоте.