За последние годы биеннале
современного искусства стали модной темой. Они проходятповсеместно: вСтамбуле, Берлине, Базеле, Москве,
Санкт-Петербурге и других городах мира.И. конечно, в Севастополе. В отличие от мировых моделей организации
подобных мероприятий,которые проводятся
на нескольких параллельных площадках, севастопольское биеннале включает в себя
только одну, центральную площадку – в Севастопольском художественном музее, по
соседству с классическими произведениями российского и зарубежного искусства,
выставленными в других залах. Это музейная биеннале, которую организовывает
музейный куратор.
Основнымкритерием отбора художественных произведений
участников Севастопольского биеннале, помимо
исполнения их в абстрактном стиле, стали станковые формы работ,исполненные в классической технике –
живопись, графика, скульптура.Сохраняя
традиционный инструментарий, художники стремятся наполнить живописные и
графические работыновым содержанием.
Таким образом, выставка показывает развитие классического художественного
мышления (в рамках абстракционизма) вэпоху современности.
В этом году биеннале посвящено
приближающемуся юбилеюпервой
абстрактной акварели В. Кандинского, столетие которой будет отмечаться в 2010
году. Это «усилие отвлечения от материального», которое помогает художнику
прозреть истинный облик мира. Именно этой теме будет посвящено и заседание
круглого стола, которое планируется провести в рамках биеннале.
На биеннале классического
абстракционизма перед глазами зрителя предстает множество модификаций
абстрактного искусства. Здесь строгая композиционная структура работ Л. Левиной
противопоставлена красочным свободным формам И. Домбровской. Сбалансированный
расчет Д. Филова сменяется импульсивностью жеста Д. Дементьева, а холодная
манера письма Т. Никольской – ярко выраженной эмоциональностью Ю. Панина.В центре всей этой живописной гармонии находится
скульптурная композиция В. Ржавченко. Неизменными участниками биеннале являются
яркие представители второй волны русского авангарда: В. Зубарев, В. Бойченко,
П. Лахтунов, М. Шпиндлер… При этом, произведения рассматриваемых нами
художников визуально, внешне не похожи друг на друга, каждое имеет свою
изюминку – либо в динамике форм, либо в цветовых градациях, либо в тончайшей
работе с объемами. Но на этой выставке все они сливаются в единую мелодию,
образуя некий контрапункт абстрактного искусства наших дней.
Принято говорить, что в каждой
программе должен быть «гвоздь». Таким «гвоздем программы», то есть выставки, символическим центром, от которого, подобно
лучам, разбежались остальные картины, на мой взгляд, сталакартина«Индиго». Написанная в 2009 году, картинанастолько свежа, что, кажется, краски на ней еще не успели
высохнуть.Акраски на «Индиго» переливаются всеми
оттенками сапфира, притягивая и завораживая взгляд. Кажется, что эта работа –
подобна окошку, распахнутому во Вселенную, навстречусвету далекой
и в то же время близкой Синей звезды, по легенде, дарующей вдохновение
художникам, поэтам и провидцам.
Индиго – это оттенок цвета,
что-то среднее между темно-синим и фиолетовым. Ясновидение
у нас теперь распространено почти так же, как и 100 процентное зрение, каждый
второй психотерапевт балуется разглядыванием цветов ауры пациента. О цвете того или иного человека говорят уже так
часто, что чувствуешь себя неполноценным и подумываешь о покупке волшебных
очков. Так вот, американские психологи считают, что перемены
в обществе во многом обусловлены тотальной сменой цветов аур. Больше не
рождаются люди цвета фуксии (а этот цвет был самым распространенным в прошлом
веке), уходят во вчера желтые, зеленые, синие оттенки биополя. Им на смену
пришел насыщенный цвет индиго.Дети
индиго –это дети, чья аура светится
оттенком индиго.Такие дети неординарны
и обладают хорошими экстрасенсорными способностями. Кто знает,возможно, заряд такой энергии,
раскрывающейэти способности, несет и
картина «Индиго»…
Иконопись Галичины
В эти же дни в художественном
музее проходит еще одна интересная
выставка под названием «Сакральное искусство Галичины» На ней представлены
экспонаты и иконыЧервоноградского
филиала Львовского музея истории религии.Этотмузей начал работу в 1980 году. За годы своей
деятельности он стал центром культурной и духовной жизни северного региона
Львовщины.Значительную долю музейной
работы составляют поиск, приобретение, сохранение и исследование образцов
сакрального искусства и предметов культа, старинных печатных книг, предметов
быта и образцов декоративно-прикладного искусства, архивных материалов и т.д.Благодаря многолетней экспедиционно-поисковой
работе и сотрудничеству с религиозными общинами и священниками всех конфессий
Львовской, Тернопольской, Ровенской и Волынской областей (когда музею отдают
образцы сакрального искусства, вышедшие из культового употребления, в ответ
реставраторы музея бесплатно реставрируют храмовые иконы, находящиеся в
аварийном состоянии), музейное собрание пополнилось уникальными иконами XV-XVIIIв.в., одеждой священнослужителей XVII-XIXв.в., ритуальной посудой, вышитыми
хоругвями, рушниками XIX-начала
XXв.в.
На выставке «Сакральное искусство
Галичины», котораяпроходит в
стенахСевастопольского художественного
музея,представлены иконы, скульптура,
литургическая одежда, церковные книги, привезенные изэкспедиций по территории Западной Украины.
Сакральное искусство Галичины, которая долгое время находилась в составе Речи
Посполитой, с 1772 года – в составе Австрийской, а с 1867 года –
Австро-Венгерской империи, развиваясь в рамках национальной традиции,
одновременно находилось и под влиянием западноевропейского искусства. Это
влияние наиболее выразительно прослеживается, прежде всего, в иконописи. Яркие
образцы икон Галичины, в большинстве своемисполненных на дереве, демонстрируются ввыставочном зале музея. Примечательны и деревянные скульптурные
изображения святых. Несмотря на то, что скульптурам более ста лет, что краски
на них выцвели и местами стерлись, фигуры святых по-прежнему выразительны и
словно доносят до насотголосокверы предков.
Хочетсядобавить, чтов Севастопольском художественном музее в эти дни, до 12 сентября, также проходит семинар директоров
художественных музеев Украины. Коллеги по искусствуобсуждают самые различные темы
культурно-просветительской деятельности художественных музеев в современных условиях,
в том числе вечную тему «Музей и посетитель», а также тему«Музейная педагогика и
культурно-просветительская деятельность музея».
Отстаринных полотен – до самой современной
живописи – таков широкий спектр выставок Севастопольского художественного
музея.На открытие этих выставок
приходит множество севастопольцев, съезжаются гости из Крыма, Украины, России,
других стран. Ведь каждая выставка в музее – это праздник творчества,
праздниктворческих людей, обретающих в
гостеприимных стенах музея друзей и единомышленников. А значит – достигается
главная цель музея, ради которой он существует – нести искру красоты в этот
мир, будить в человеческих душах радость от созерцанияэтой красоты, пробуждать желание созидать и
творить.